Мы можем взглянуть на «сложного» клиента с двух сторон
С одной стороны, терапевт может заранее оценить (концептуализировать) клиента как сложного, опираясь на описание его трудностей. Часто так воспринимаются клиенты с множественными проблемами, включая хронические психические заболевания, расстройства личности, множественную травму, зависимость от ПАВ, суицидальность, осложненность серьезными физическими заболеваниями или социальными проблемами.
С другой стороны, терапевтический контакт - это прежде всего взаимодействие. В сложном взаимодействии мы испытываем сужение нашей психологической гибкости, возникают ситуации, когда терапевту сложно работать с клиентом, сохранять терапевтическую позицию, оставаться вовлеченным и искренне расположенным, когда терапевт в контакте с клиентом переживает бессилие, разочарование, состояние тупика и непонимания, желание закончить терапию в одностороннем порядке и другие сложные чувства – и это не всегда зависит от «тяжести диагноза».
И мы знаем, что в работе с клиентами со сложными психологическими проблемами, перечисленными в 1 пункте, терапевт может получить большое удовлетворение, если хорошо понимает клиента, его проблематику, если справляется с созданием и поддержанием терапевтического альянса и есть навык выносить в контакт и обсуждать с клиентом возникающие сложности, такие как сопротивление, негативная реакция на терапию, атаки на терапевта и терапию, пропуски и неоплаты.
И точно также изначальный запрос клиента может быть достаточно простым и понятным, но в процессе терапевт чувствует растерянность, непонимание, появляется ощущение тупика, терапевт спутывается со своими мыслями, чувствами, теряет контакт с настоящим моментом и ценностями.
И если большая часть клиентов воспринимаются как сложные, это может приводить к выгоранию терапевта.
вебинар для тех, кто
Error get alias
Записаться на вебинар
на вебинаре мы разберем
Почему терапия заходит в тупик
Как отследить прогресс в терапии
Как возникают кризисы со сложными клиентами
Как преодолеть и предотвратить тупик со сложным клиентом